Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Фото  |  Видео  |  Аудио  |  Пресса
 
 
  
  
ВОЛОГДА-2006. ОТЧЕТ О ФЕСТИВАЛЕ.


Пресс-атташе ММФ "МАМАКАБО" Любовь Павличенко после фестиваля, не выдержав бурных фестивальных будней и праздников, заболела. Но, едва восстав после продолжительной болезни, прислала первую часть традиционного постфестивального отчета.

Также представляем вашему вниманию "Впечатления и мнения зрителей", собранные нашей Любовью в Вологде.

Нас еще ждет продолжение Отчета и интервью музыкантов-участников и организаторов "МАМАКАБО-Вологда-2006", которые они дали для нашего сайта.



МАМАКАБО-2006 в Вологде.
Праздник состоялся!

Этого фестиваля очень ждали и организаторы, и участники, и зрители. Ждали целый год. Сейчас можно сказать, что Второй Международный Музыкальный фестиваль «МАМАКАБО в Вологде» состоялся.

В уютном и респектабельном вологодском отеле «Николаевский», где нас поселили, девушка на ресепшене уже в первый день фестиваля робко попросила, «если можно, достать автографы Дмитрия Четвергова и Дмитрия Малолетова».

За два часа до начала концертов у входа в концертный зал «Русский дом» оба вечера выстраивалась внушительная толпа жаждущих «лишнего билетика».

У столиков в фойе, где продавались диски, майки и буклеты фестиваля, люди серьезно обсуждали, как грамотнее распределить средства, чтобы хватило приобрести, по возможности, максимальное количество дисков музыкантов-участников МАМАКАБО.

На вопрос – «Откуда узнали о фестивале?», большинство зрителей отвечали – «В прошлом году случайно попали – друзья позвали, в этом году купили билеты на оба дня – на МАМАКАБО надо видеть все!»

В финале второго дня фестиваля зал «Русского дома» превратился в восторженное бушующее море танцующих, улыбающихся и аплодирующих людей, по-детски счастливо скандирующих вслед за Тимуром Ведерниковым и «ГрАссМейстером» - «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

Фестиваль МАМАКАБО покидал Вологду в полной уверенности, что с этого года он обосновался здесь навсегда. И не верилось, что еще два года назад никто в Вологде и окрестностях и не подозревал, что фестиваль МАМАКАБО станет для вологжан главным музыкальным событием года. Во всяком случае, так считают сами вологжане. Однако, обо всем по порядку...


Первый день фестиваля выдался спокойным и ясным. На довольно вместительной сцене «Русского дома» слева был расположен большой экран, на который транслировались выступления участников. Время от времени на нем появлялись фотографии Андрея Баранова. Но в первый день ответственный за эффекты … особенно отличился – порой участники фестиваля в его творческом видении прекращались чуть ли не в анимационных персонажей, «расчетверялись» и множились, а то и вовсе становились черно-белыми движущимися тенями.

После того, как Тимур Ведерников, генеральный продюсер фестиваля «МАМАКАБО», объявил об открытии Международного музыкального фестиваля МАМАКАБО в Вологде-2006, на сцену вышла Тамара Сидорова.

Писать о ее выступлении всегда трудно. Как передать словами то восторженное ликование, которое охватывает любой зрительный зал в любой точке мира при первых звуках ее поющей почти человеческим голосом скрипки? Визитная карточка Тамары – ее сияющая улыбка, предваряющая саму музыку. Виртуозную скрипачку Тамару называют «русской Ванессой Мэй». Но в том-то и разница, что в отличие от холодного технического совершенства заокеанской знаменитости, Тамару отличает истинно русская сердечность, волшебным образом с первых же нот согревающая души пришедших на ее концерт. Везде и всегда, где она появляется, у зрителей мгновенно улучшается настроение и на лицах начинают зажигаться по-детски счастливые улыбки. А если говорить с профессиональной точки зрения, Тамара – настоящий мастер скрипичного перформанса. Ее выступление – это всегда феерическое шоу «одной скрипачки».

«Фирменный» «Чардаш» Монти, композиции, посвященные памяти Андрея Баранова, модерн-композиции – что бы Тамара ни играла, она всегда дарит музыку слушателю, словно бросает ему воздушный шар – играйте и радуйтесь! В выступлении Тамары Сидоровой, в ее игре со зрителями (уже со второй композиции Тамара шагнула в зал, чем сначала смутила, а потом восхитила вологодцев) есть что-то от детски-пронзительной клоунады Вячеслава Полунина. Не случайно когда-то Тамара Сидорова и Андрей Баранов приняли участие в уникальном проекте «Караван мира», объехавшим полмира и объединившем в один коллектив музыкантов, актеров и клоунов из полунинских «Лицедеев». Кстати, недавно Вячеслав Полунин пригласил Тамару в свое шоу.

Скрипка, поющая в руках Тамары Сидоровой в пронзительно-нежной композиции памяти Андрея Баранова, напомнила о изначально культовой роли музыки в истории человечества. Наверное, играй царь Давид на скрипке, он играл бы именно так, как играет Тамара Сидорова. Ликующее льющееся солнечным потоком благодарение – так можно было определить ее уникальный стиль. Можно смело сказать, что фестиваль начался с этого – с благодарения.

После Тамары Сидоровой на сцену вышли гитарист-виртуоз Дмитрий Четвергов и Миласа - певица, автор баллад и гитаристка. В прошлом году Дмитрий Четвергов приезжал со своей группой, в этом году вологодцам предстояло оценить один из новых проектов Дмитрия Четвергова – сотрудничество с молодой певицей Миласой. Сначала Дмитрий и Миласа сыграли несколько композиций Дмитрия Четвергова, где зрители смогли оценить аккомпаниаторское мастерство Миласы (по образованию Миласа – преподаватель гитары). Сам Дмитрий сказал о Миласе лаконично – «Мне с ней играть очень удобно». В устах одного из самых мощных русских гитаристов-универсалов дорогого стоит. Впрочем, слушатели могли сами убедиться, что Миласа - обладательница ясного и легкого стиля игры, достойно оттеняющего виртуозные пассажи Четвергова.

После инструментальной части Миласа представила вологодцам несколько песен с первого сольного альбома, выпуск которого планируется к лету 2006 года. Главная из них, конечно, «Молитва». Песня, тонко соединившая русские и кельтские традиции (Миласа призналась, что во время сочинения песни, не переставая, слушала любимую Энию), стала открытием еще на летнем open-air фестивале МАМАКАБО. По достоинству ее оценили и вологжане. В мгновенно притихнувшем зале летел вдаль и ввысь, под колосники сильный и нежный голос Миласы, завораживая даже поклонников «настоящего» рока (последние еще проявят позже, на выступлении вологодско-техасского рокера Жени Колыханова, закрывающего программу первого дня фестиваля). «Танго» Миласы, абсолютно иная по стилю и подаче, жаркая и жесткая песня-вызов, также вызвала бурную реакцию зала. «Она очень яркая» - уверенно сказала мне сидящая рядом соседка по залу.

После выступления Миласы Дмитрий Четвергов порадовал поклонников тяжелого рока композициями «Пропеллер Чет» и посвященной Джимми Хендриксу с сольного альбома «С цветка на цветок». Дмитрий замечательно расшифровал название альбома, объяснив, что за всю исполнительскую жизнь перепробовал множество музыкальных стилей, и в своем сольном творчестве попытался взять от каждого что-то наиболее ему интересное. Как пчела перелетает с цветка на цветок, собирая пыльцу с разных цветов в уникальный сплав, так из бережного соединения музыкальных стилей рождается уникальный «по вкусу» музыкальный мед.

Действительно, в творчестве Дмитрия абсолютно оригинальным образом сочетаются арт-рок, фьюжн, джаз-рок, этника и акустика. Причем в каждом стиле Дмитрий чувствует себя с одинаковой легкостью. Образ Дмитрия на сцене схож с образом средневекового мастера в цехе, точно знающего последовательность действий и сочетание ингредиентов для создания шедевра. Отличие же его от «просто мастера» в том, что, как говорит сам Дмитрий Четвергов в одной из композиций, включающей в себя мелодекламацию – «Музыка – это тайна».

Сочетание абсолютного мастерства с открытостью для любой непредсказуемой музыкальной стихии – отличительная особенность «фирменного» стиля Четвергова. Дмитрий – один из редких гитаристов-философов, и глубина его размышлений о мире очевидна в непростых многостилевых композициях, впрочем, принятых вологодцами вполне адекватно – с восторгом.

Дмитрий Малолетов за два года участия в фестивале МАМАКАБО в Вологде успел стать любимцем вологодских музыкальных гурманов. Многие из пришедших на фестиваль признавались, что пришли послушать именно Малолетова. Дмитрий Малолетов, член жюри многих международных музыкальных фествалей – обладатель уникального стиля игры «двуручный тэппинг». От виртуозного зажигательного технического этюда «Жонглер-канатоходец» до нежнейшей лирической акустической баллады «Даме сердца» - и это далеко не полный диапазон жанров Дмитрия Малолетова. Обычно его называют гитаристом-лириком. Во многом это справедливо – кажется, что от самого касания Дмитрием струн его «дамы сердца» исходят невидимые «любовные» флюиды, мгновенно передающиеся всем дамам в зрительном зале.

Их же спутники ценят Дмитрия Малолетова не только за виртуозное мастерство исполнения, но и за неизменные мудрость и остроумие. В этом году большой популярностью пользовался совет Дмитрия Малолетова молодым людям вместо того, чтобы грубо привлекать внимание дамы, нежно шепнуть ей комплимент на ушко, что, по уверениям Дмитрия, «произведет намного больший эффект».

В ближайшем будущем Дмитрий обещает удивить поклонников – в его планах – создание… хард-рок группы. Что же, думается, этот неожиданный проект заставит взглянуть на Дмитрия Малолетова с другой стороны. По его собственным словам, «хочется использовать нерастраченную творческую энергию». Подождем до МАМАКАБО-2007.

Второе отделение открывал впервые приехавший на фестиваль МАМАКАБО в Вологду уникальный гитарист-виртуоз Энвер Измайлов, входящий в пятерку лучших джазовых гитаристов мира. По дороге на фестиваль Энвер шутил, что на европейских фестивалях ведущие концерта испытывают затруднения в объявлении его имени – на фоне «элтонджоновских» скандалов звучание фамилии «Iz mai lav» (is my love) из уст ведущего мужского пола звучит несколько двусмысленно. К счастью, в отношении русской публики можно было не волноваться. Вологодская публика была абсолютно покорена выступлением уникального гитариста, что давало ей с полным правом назвать Энвера «is my love». Во второй день фестиваля многие приходили, надеясь еще раз услышать исполнение Энвера и не обманулись в своих ожиданиях. В этом году вологжанам предстояло сравнить индивидуальности двух гитаристов-«тэппингистов» - Дмитрия Малолетова и Энвера Измайлова.

Энвер Измайлов – не только независимый изобретатель самого уникального приема «двуручный тэппинг», но и первооткрыватель жанров татарского блюза и казахского фанка. Виртуозные гитарные импровизации Энвера завораживают. Использование во время концерта наложений тут же записанных партий гитары или голоса - всегда неожиданный сиюминутный творческий эксперимент, вызывающий искренний интерес музыкальных гурманов. Кажется, что Энвер способен сыграть на гитаре за целый оркестр, что он и продемонстрировал в композиции, соединившей «Металлику», ансамбль «Березка» и хор имени Пятницкого.

Попурри из популярных инструментальных композиций и ритмически сложнейшая татарская хайтарма, завораживающие восточные мотивы и европейская мелодическая изысканность, все это, сыгранное сердечно и в то же время с отточенной, головокружительной техникой, в неповторимой индивидуальной манере – исполнение Энвера всегда ставит высочайшую планку для музыкантов и слушателей. Музыкальные стилевые потоки, соединенные в изысканный новый узор, словно волнами захлестывали зрительный зал. Невозмутимость Энвера, при этом творящего с гитарой нечто невообразимое – «фирменный» знак его стиля.

Вообще, гитаристы-участники «МАМАКАБО» сходны в одном – виртуозность исполнения при внешней обманчивой безмятежности. Пожалуй, последнее не относится только к Юрию Матвееву из «Белого острога», в чьем исполнении помимо внутренней мощи всегда присутствует и внешняя экспрессия. Но об «Остроге» рассказ еще предстоит.

А открытием и для самих музыкантов и организаторов фестиваля стало совместное выступление вологодско-техасского рокера Евгения Колыханова, известного как Zeerock или Женя Рок и Пэта Мастелотто, барабанщика легендарной группы King Crimson. Пятнадцать лет назад Женя Рок переехал в Америку. С Пэтом Мастелотто он познакомился в Бостоне, где живет последние несколько лет. Мастелотто по приглашению Евгения принял участие в нескольких русских рок-фестивалях. Находясь на фестивале в Санкт-Петербурге, Женя Рок получил от инициатора проведения фестиваля «МАМАКАБО» в Вологде Андрея Козловского приглашение выступить на фестивале МАМАКАБО в Вологде-2006.

Надо сказать, что во время выступления Жени рока за кулисами собрались почти все музыканты «МАМАКАБО». Надо было видеть, как «зажигали» за сценой под рок-баллады Зирока Ирина Сурина и Тамара Сидорова!

Небольшого роста застенчивый человек в «остапо-бендеровской» фуражке, как бы неловкий на сцене – и мощнейшая рок-харизма, заворожившая не только вологодцев, знакомых с творчеством земляка, но музыкантов МАМАКАБО. Зирок великолепно владеет искусством собирания внимания зала в одну энергетическую точку. Словно бы небрежные жесты, отстраненность, вдруг оборачивающаяся неожиданным диалогом с залом – и захлестывающий поток ритмической и мелодической энергии, иногда намеренно хаотической, словно бы нехотя вырывающейся из-под пальцев Зирока.

Для знающих английский (а все баллады Зирока до самого недавнего времени были только на английском) очевиден яркий социальный смысл текстов, например, о продавце консервов, считающем себя самого жестяной банкой. Рациональная четкость барабанов Мастелотто усиливала эффект некоторой иррациональной вольности импровизаций Зирока.

Довольно часто у Зирока проявляются столь любимые им фолк-интонации (жаль, что зрителям не довелось слышать, с каким удовольствием за кулисами, в лестничном пролете Зирок импровизировал на банджо!) Во время выступления Жени Рока был забавный эпизод – его тезка, сын оператора, маленький мальчик Женя забрался на край сцены и стал с явным удовольствием танцевать, удивительно точно следуя ритмическим вариациям Зирока. Такое вот произошло неожиданное «удвоение образа».

После, как это ни странно, несколько расслабляющей (ибо забирающей все внимание) энергетики Зирока вологодскую сцену заполнила ясная, рассыпающаяся искрами остроумия и жизнелюбия энергия группы «ГрАссМейстер».

«ГрАссМейстер» особенно любим вологжанами еще и за то, что часть его репертуара составляют песни «вологодского достояния», всеобщего любимца и остроумца бард-рокера Андрея Козловского. Естественно, что в течение выступления к группе присоединился сам Козловский. Неофициальный гимн фестиваля «МАМАКАБО», написанный в соавторстве с Андреем Барановым и о нем же «Поехали, Дункель», манифест всех независимых музыкантов «Это не то, о чем я буду думать», почти ставшая народной «Деревянная голова»... Все песни, как и следовало ожидать, принимались залом на «ура», многие подпевали.

Сюрпризом от самого «ГрАссМейстера» стала включенная в репертуар замечательная песня Трофима «Когда окончится война» и две жизнеутверждающих песни питерской группы «Кафе», по стилю очень напомнившие легендарный «Секрет».

Уже традиционным для фестиваля МАМАКАБО стало участие в совместном выступлении кантри-фолк певицы Ирины Суриной, чрезвычайно тепло принятой вологодцами. Одна из лучших певиц страны с потрясающе красивым и мощным голосом, Ирина совершенно покорила зал и исполнением песен авторства Андрея Шепелева времен совместной работы в «Кукурузе», и, особенно, - знаменитой «В горнице моей светло». По мнению многих слушателей, исполнение Ирины стало одним из лучших возможных.

Первый день фестиваля завершился «Деревянной головой», спетой всеми музыкантами.

На следующий день вологжан ожидало продолжение праздника.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


© ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
© Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
 
проба пера return_links(); ?>