Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Фото  |  Видео  |  Аудио  |  Пресса
 
 
  
  
ВОЛОГДА-2006. ОТЧЕТ - ЧАСТЬ ВТОРАЯ.


Первый день фестиваля завершился «Деревянной головой», спетой всеми музыкантами. Впереди ждал

Второй день фестиваля или Гала-концерт.

Во второй день фестиваля решено я решила провести короткий блиц-опрос среди зрителей. Было интересно узнать впечатления от фестиваля и то, как о нем узнали вологодские зрители. Удивительно, но ответы на вопросы – «Как вы узнали о фестивале МАМАКАБО?» и «первый ли вы раз на МАМАКАБО в Вологде?» у большинства зрителей совпадали. Многие признавались, что услышали о фестивале от друзей и знакомых, которые побывали на МАМАКАБО в Вологде в прошлом году. Большинство же говорили, что в прошлом году, попав на один из дней фестиваля, в этом году уже купили билеты на оба дня. Почему? «Потому что здесь надо видеть всех и все!» - так выразил общее мнение улыбчивый парень лет 25.

Кстати, большинство зрителей составляла именно молодежь от 18 до 35 лет, хотя в зале можно было видеть и людей более старшего возраста, и даже несколько пожилых семейных пар. Кстати, у последних впечатление от фестиваля было не менее радужное, чем у молодежи, судя по их собственным словам и довольным лицам в антракте.

Во второй день на сцену вышли все участники первого концерта, кроме уже уехавших Дмитрия Четвергова и Миласы. Однако, как и было обещано, ни одно выступление не было простым повтором. В программе были заявлены очень ожидаемые вологжанами Иван Смирнов со своей блистательной группой, скрипач-виртуоз Эдгар и группа «Белый острог».

Начинала концерт снова Тамара Сидорова. В свою программу Тамара включила несколько новых модерн-композиций, и, конечно же, звучали незабываемый «Чардаш» и драматическая композиция памяти Андрея Баранова. Динамичное выступление Тамары как нельзя лучше подходит для начала концерта, с первых же минут разбивая скованность и понятное начальное напряжение между залом и сценой.

Выступление Дмитрия Малолетова, играющего в технике «двуручного тэппинга», уже стали, похоже, для вологжан классическими (судя по их реакции) – Дмитрия зрители полюбили еще на прошлом фестивале. Но тут всех ожидал первый из сюрпризов-экспромтов. Нам довелось услышать только что родившийся дуэт - гитара Дмитрия в тандеме с гитарой Евгения Колыханова - Zerock. Эффект был неожиданным и выразительным. Лирическая тонкость Малолетова, помноженная на сложносочиненный драйв рокера Жени Колыханова произвела на всех захватывающее впечатление. Не было слышно выкриков предыдущего дня – «Давай, Зирок!», напротив, зал был заворожен, а у двух музыкантов неожиданно обнаружилось внутреннее родство в деликатности и умении слышать друг друга.

Выход лучшего акустического гитариста России Ивана Смирнова с группой был встречен зрителями продолжительной и восторженной овацией. Музыка Ивана – многоплановая, насыщенная россыпью музыкальных открытий почти во всех стилях – от русских народных мелодий до фламенко, джаза, рока и world music никогда и никого не оставляет равнодушной. В последнее время на фестивали МАМАКАБО Иван приезжал только с Дмитрием Сафоновым, а вот вологжанам повезло – группа смогла приехать в полном составе. И опять были и прозрачно-таинственные и озорные звуки дудочек Сергея Клевенского, и барабанный вихрь и ясность клавишных Михаила Смирнова, и уверенная чуткая поддержка гитары Дмитрия Сафонова, умножающие мелодическое богатство и свободу полета музыки Ивана Смирнова. На концерте в Вологде его гитара звучала неожиданно «прозрачно» и умиротворенно. Не было бесшабашного буйства и излишка рок-драйва, подлинная мощь рождалась из глубины богатого, очень русского размышления о мире и таинственной сути музыки, в которую переливается душа, подчиняя себе пальцы музыканта от Бога. Выступление Ивана завершилось еще более громкой и искренней овацией зала, долго не хотевшего отпускать долгожданного для Вологды гостя.

Объявляя выход группы «Арт-Кейли», ведущий концерта Тимур Ведерников, улыбаясь, пояснил, почему группа только «условно» является новой для МАМАКАБО: «Отличие от предыдущей группы в том, что музыканты поменяются местами». Группа «Арт-Кейли» - независимый проект Михаила Смирнова и Сергея Клевенского. На фестиваль в Вологду не смогли прибыть гитарист, поэтому в этот раз Михаилу и Сергею помогали не кто иной, как Дмитрий Сафонов и замечательный барабанщик Анатолий Бельчиков. Музыку, которую играет «Арт-Кейли», так же, как и музыку Ивана Смирнова, трудно втиснуть в рамки определенного жанра (и в этом явно прослеживается традиция неординарного музыкального мышления, начатая старшим Смирновым).

«Арт-кейли» поставила перед собой трудную задачу расширить представления русского зрителя об этномузыке, исполненной на подлинно европейском уровне. «Арт -Кейли» – это основанная на глубокой музыкальной эрудиции и подлинной свободе музыкального мышления импровизация на этнотемы – от кельтской музыки до фламенко. Среди низкоуровневых «этнокоманд», причисляющих себя к наследникам и продолжателем музыкальных традиций страны св. Патрика, «Арт-кейли» смотрится этаким экзотическим белым лебедем, которому трудно вписаться в рамки полетов в пределах родного двора утят.

Перед каждой композицией Михаил Смирнов лаконично и точно, двумя-тремя штрихами обозначал ее суть и особенности. «Арт-Кейли» стали настоящим открытием МАМАКАБО в Вологде. Особое уважение вызывает то, что Михаил Смирнов не побоялся выступить сразу после «Квартета» Ивана Смирнова, вызываясь на невольное сравнение двух направлений, двух стилей музыки и исполнительства. Сравнение убедительно показало, что, во-первых, природа на детях великих отдыхает далеко не всегда, и, во-вторых, что изысканность и индивидуальность музыкального мышления младшего Смирнова не подлежат никакому сомнению.

Стоит сказать еще об одном замечательном номере первого отделения концерта. Во время смены «Квартета Ивана Смирнова» группой «Арт-Кейли», Тимур Ведерников решил заполнить паузу экспромтом - исполнением русской фольклорной песни «Извествуют».

Песня, уже вошедшая в качестве традиционного номера в концертные программы группы «ГрАссМейстер», впервые была исполнена на праздновании 10-летия группы в ДК Горбунова в Москве. Тогда ее исполнял сводный хор из музыкантов «ГрАссмейстера», Алексея Романова, Сергея Воронова, Чижа, Ирины Суриной, Дмитрия Диброва. На концерте в Вологде к Тимуру постепенно (и тоже абсолютным экспромтом) присоединялись Ирина Сурина, Сергей Клевенский, Дмитрий Сафонов и Анатолий Бельчиков.

«Извествуют» можно назвать народным музыкальным катехизисом, оригинально укладывающим важнейшие христианские идеи в ряд цифр - от одного до десяти – начиная «Единым Марииным Сыном» и заканчивая «Десятью заповедями».

Несмотря на серьезную тему, музыкально песня звучит чрезвычайно зажигательно и весело. Образы нанизываются друг на друга, как в музыкальной матрешке, каждый куплет повторяет предыдущий, и уже со второго куплета к «хору» могут присоединиться зрители. Что произошло и в Вологде.

После музыкального шквала первого отделения в антракте зрители оживленно обменивались впечатлениями, скупали диски и майки с символикой фестиваля и обсуждали животрепещущие темы – «Будет ли сегодня выступать Энвер Измайлов или он уже уехал?», «Кто такой Эдгар?» и «На что похож «Белый острог», если слушать его вживую?». Все эти вопросы разрешились во втором отделении.

Первым во втором отделении Гала-концерта выступал замечательный вологодский коллектив «Русский национальный театр п/у Евгения Максимова» (хормейстер Виктория Андреева). На сцену вышли улыбающиеся девушки и мужчины в ярких народных костюмах.

Предваряя выступление, хормейстер Виктория Андреева предупредила зрителей, что хотя все участники любят и сохраняют подлинные русские традиции в пении и исполнительстве, им не чужда и другая традиционная музыка - джаз и блюз. Как показало последующее выступление, именно из соединения этих вроде бы мало соединяемых традиций и рождается уникальность «Русского национального театра». Помогал коллективу виртуозный вологодский гитарист Виктор Колесов. Самое интересное, что исполнение русских песен с запевами, зажигательно «притоптываемыми» девушками-красавицами и удалыми парнями, которые то и дело перемежались джазовыми и блюзовыми импровизациями, обнаружило интересную закономерность. Оказалось, что радостная широта и импровизационность русской песни оказалась в какой-то степени созвучна джазовой свободе, а растяжные интонации русской песни-заплачки вполне рифмовались с родовой блюзовой меланхоличностью.

Отдельным очень ярким номером стало исполнение необыкновенно красивой композиции на птичках-свирелях мужской частью коллектива.

Глиняные птички словно превращались на глазах в настоящие, образуя почти ангельский, летящий в небеса, хор, поющий о нежности и красоте родной земли.

Следуя неофициальной традиции фестиваля МАМАКАБО, «Русский национальный театр» тоже приготовил неожиданный сюрприз – девушки-красавицы, сменив русские костюмы на обтягивающие «маленькие черные платья», азартно исполнили великолепное попурри из «наших самых любимых», как сказала Виктория Андреева, песен группы «Битлз». Разложенные на несколько голосов партии были виртуозно исполнены девушками с необыкновенно красивыми голосами, почему-то напомнив о роскошных джаз-бандах 50-60-х годов.

Вологжане могут гордиться – их земляки-музыканты, принимавшие участие в фестивале «МАМАКАБО в Вологде», показали замечательно высокий уровень исполнения и музыкальной фантазии, оцененные не только зрителями, но и самими участниками МАМАКАБО.

Виртуоза-скрипача Эдгара вологжане слышали впервые. Эдгар присоединился к движению МАМАКАБО в прошлом году, на втором open-air фестивале МАМАКАБО в Волжске.

В антракте зрители спрашивали у продавцов дисков, кто такой Эдгар, чей плакат можно было взять на память как приложении к диску. В финале концерта не было уже ни вопросов, ни плакатов – плакаты тут же разобрали романтичные вологодские девушки, плененные неотразимым обаянием красавца-скрипача, а живое, трепетное исполнение Эдгаром оригинальных композиций на стыке жанров современной музыки, органично соединяющих восточные мотивы с джаз-модерном, оценили все зрители.

Выступление Эдгара в самом начале поразило нехарактерной для «распахнутого» стиля лаконичностью и сдержанностью. Но в процессе выступления стало ясно, что сдержанность эта – оболочка рвущейся наружу страстной и творческой натуры. Удивителен был контраст между невозмутимостью лица Эдгара и виртуозными движениями пальцев, из-под которых, подобно искрам костра, летели, тая в воздухе, звуки.

В программе выступление Энвера Измайлова значилось только 14 апреля, но вологжан ждал большой сюрприз – Энвер, плененный искренним гостеприимством хозяев фестиваля, сам предложил выступить перед вологодскими зрителями и во второй день фестиваля.

Если в первый день выступление Энвера Измайлова было больше философским и музыкальным откровением, серьезным мастер-классом, то во второй день оно искрилось остроумием и весельем. Ни на одном концерте МАМАКАБО до Вологды Энвер Измайлов столько не общался с публикой между композициями, с удовольствием обращаясь к зрителям, как к давним и добрым друзьям.

Выступление Энвера во второй день фестиваля МАМАКАБО можно было назвать сердечным и радостным подарком всем жителям Вологды.

Заводная татарская хайтарма, ностальгическое попурри, завораживающе нежная композиция о любви… А между этим – забавные истории о концертах в Париже, Европе… Каждый номер Энвера вызывал бурный восторг и овации зала, но кульминацией стал номер-шутка «Утро в колхозе «Заветы Ильича». Гитара Энвера волшебным образом нарисовала до колик смешную, но до боли знакомую картину утра в колхозе – от рычания не желающего заводиться мотора, до жужжания мухи и мяуканья котенка. Энвера с сожалением провожали долгой овацией, кто-то из зрителей «на галерке» выкрикнул в порыве чувств – «Приезжайте к нам еще!» Судя по настроению самого Энвера Измайлова, сомневаться в этом не приходится.

Вообще, концерт второго дня получился удивительно гармоничным. Сидевшие рядом со мной две девушки после каждого выступления восхищенно аплодировали, а после «Колхоза» Энвера, рассмешившего зал до слез, одна из них спросила у другой – «Неужели может быть еще лучше?» Оказалось, что может.

Выступление каждого участника было само по себе очень сильным. Концерт был выстроен по нарастающей, нигде не «провис», и сожаление от окончания выступления одного участника тут же сменялось восхищением от выступления следующего.

Так было, например, с «Белым острогом». Судя по разговорам в фойе во время антракта, группу в Вологде знали и уважали, но никогда не слышали «вживую», и очень ждали их выступления. И «Белый острог», похоже, оправдал ожидания вологжан на все сто.

Еще пять лет назад «Белый острог» большую часть времени проводил в Америке, но сейчас постепенно возвращается на Родину, принимая участие во многих творческих проектах. «Белый острог» полностью создал саундтрек к приключенческому фильму «Граф Монтенегро», в апреле 2006 года вышедшему на экраны. В записи же последнего альбома «Белого острога» «Out Of Nowhere» (2005), изданного в Америке, принимали участие легендарные Майкл Брекер и Ричард Бона.

Необычайно мощная лавина музыки дуэта Юрия Матвеева (электрогитара) и Артема Якушенко (электроскрипка) заряжает электричеством зрительный зал с первой же секунды их пребывания на сцене. Джаз-роковое «Посвящение Джимми Хендриксу», блестящий жанровый коктейль «Мокко-кокко»… Скрипка Артема Якушенко прорывается сквозь плотные облака стилей, свободно смешивая джаз, рок, фолк, классические пассажи, то взмывая в высь пронзительных верхних нот, то уходя в таинственную глухоту низов… Гитара Юрия Матвеева – бурлящий вулкан, выплескивающий сгустки лавы, мгновенно подхватываемые и уносимые ввысь скрипичными импровизациями Артема. «Белый острог» - яркий пример настоящего талантливого музыкального явления против пошлого однообразия современного «формата». В отличие от большинства русских музыкантов, не считающих необходимым подкрепить бунтарство мастерством, «Белый острог» - пример новаторства, соединяющего свободу высказывания с несомненным высочайшим профессионализмом исполнения. Их сюрпризом стало совместное выступление с Эдгаром, который внес в слаженную до мельчайших штрихов работу дуэта свою выразительную лирическую ноту и сам раскрылся в игре с ним по-новому.

Казалось, что после бурного выступления «Белого острога», каждую композицию которого зрители принимали чрезвычайно восторженно, зрительный зал был уже не в состоянии адекватно реагировать на следующих исполнителей.

Но тут на сцену вышли любимец всея Вологды Андрей Козловский, группа «ГрАссМейстер» и Ирина Сурина.

Как говорится в таких случаях, «никто не ушел обиженным». «ГрАссМейстер» исполнил и старые, любимые хиты, и несколько замечательных новых песен, из которых особенно запомнилась пронзительная болевая «В шести километрах от рая» (кстати, написанная Андреем Шепелевым по идее Андрея Козловского).

К сожалению, в выступлении «ГрАссМейстера» было всего несколько инструментальных композиций с выходящего в скором времени долгожданного «Инструментального альбома». На МАМАКАБО в Вологде «ГрАссМейстер», видимо, благородно урезал инструментальную часть, понимая, что после шквала инструментальных открытий зрителю необходима «песенная разрядка». Впрочем, это не помешало Андрею Шепелеву, Тимуру Ведерникову, Алексею Плещунову и Евгению Билому восхитить вологжан яркими импровизационными соло на гитаре, добро, губной гармошке, лэп-стил, ударных и бас-гитаре внутри почти каждой песни.

Ирина Сурина, помимо вызвавших стихийное ликование в зале, песен из репертуара «Кукурузы», в тишине, удивительной после такой эмоционального всплеска зала, исполнила «а-капелла» одну из очень красивых и редких народных песен. Зато уже весь зал подпевал песне из репертуара Марыли Родович, ставшей мгновенным хитом на фестивале МАМАКАБО в Волжске 2005 года, – «Сядь в любой поезд, будь ты, как ветер, и не заботься ты о билете, Листик зеленый сожми ты в ладони, Прошлое больше тебя не догонит…»

Как всегда ярким было совместное выступление «ГрАссМейстера» и Андрея Козловского. «Вот человек, которого любит вся Вологда, но и не только Вологда » - примерно так думалось, когда Андрей Козловский между песен общался с залом, радостно откликавшимся на каждую остроумную или философскую реплику «человека и парохода».

Песни Андрея Козловского обладают необыкновенно ярким объединяющим эффектом – даже те, кто впервые слышат «Это не то, о чем я буду думать» или «Деревянную голову», сразу же начинают подпевать автору, сумевшему в простых словах выразить философию жизни нормальную человека, не желающего превращаться в среднестатистическую жертву шоу-бизнеса, оболванивающего души. Песни Козловского - как градусник, определяющий нормальную температуру души.

«Поехали, Дункель!» - песня, созданная совместно с Андреем Барановым и посвященная ему, о человеке с такой нормальной температурой души, умеющем жить, получая детскую радость от всего достойного этой радости и бескорыстно и щедро делиться ею с другими: «…собственно, Дункель – давно уже стихия. И если всех собрать, кому он греет и светит, то можно строить город – Магадан или Киев». По крайней мере, замечательный русский город Вологду уже можно считать пронизанной стихийным теплом музыки фестиваля МАМАКАБО, фестиваля независимых профессиональных музыкантов, о котором когда-то так мечтал Андрей Баранов.

Во второй день, кстати, на транслирующем концерт экране поутихли «творческие безумства» первого дня, помимо самих музыкантов «в человеческом виде в натуральную величину» на экране появлялись фото Андрея Баранова из семейных и дружеских архивов.

В финале все музыканты вышли на сцену и спели самую, наверно, жизнерадостную и любимую песню «ГрАссмейстера», регги-вариант песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Стоит ли говорить, что вместе с музыкантами ее пел весь зал.

Все было действительно – очень здорово.


(А еще Любовь Павличенко обещала нам Постскриптум. Очень интересно, что еще она увидела и услышала в Вологде).


© ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
© Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
 
проба пера return_links(); ?>