Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Новости  |  Было
 
 
  
  

НОВОСТИ


Тимур Ведерников - организатор фестиваля «Мамакабо», музыкант, лидер группы «ГрАссМейстер»

Оригинал интервью на Drugaya.ru


Хорошее часто начинается, с плохого, даже, я б сказала, с завидной регулярностью. В сентябре на Drugaya.ru была опубликована статья Игоря Свищева о фестивале «Мамакабо» - такие впечатления разочарованного зрителя. Материал этот возмутил поклонников фестиваля - люди убежденно и настойчиво доказывали мне, как мы не правы. Стало интересно: и я отправилась на встречу с организатором фестиваля Тимуром Ведерниковым. Потому как, чем больше мнений - тем лучше, даже если истина в споре не рождается, то процесс сам по себе крайне увлекательный. В результате, могу сказать одно - что там было в Коктебеле я не знаю - я там не была, но сам Тимур производит впечатление человека увлеченного, делающего, на мой вкус, очень правильное дело.

Давайте с главного. Что самое важное в «Мамакабо»?
Идея проста: в России есть музыканты мирового уровня, умеющие играть, понимающие, для чего они берут в руки инструмент, отдавшие серьезной музыке очень большое количество сил, энергии, жизни. Их творчество не является плодом коммерческого расчета, «раскрутки». Мамакабо - фестиваль таких музыкантов. Мы ездим по городам и показываем людям то, что они нигде не услышат, ни по радио, ни по тв. Того же Энвера Измайлова,. Мы просто даем людям возможность выбора - вот есть у вас телевизор, который вы знаете, а есть еще другая музыка - она вот такая. Фестиваль в начале пути, ему всего три года.

А откуда эта идея возникла?
После гибели прекрасного музыканта, нашего друга Андрея Баранова в феврале 2004 года мы собрались на концерт его памяти и поняли, что можно, нужно и мы хотим сделать что-то вместе. Возникла новая общность. Потом был первый фестиваль в Волжске, а потом стала выкристаллизовываться эта идея и, следом, идея выездных фестивалей Мамакабо в разных городах.

История, в общем, простая: возьмем, к примеру, нашу группу «ГрАссМейстер». Раньше мы были неформат по отношению к любому фестивалю, даже к той же Груше. Вроде фестиваль нас принял, но все равно мы были где-то на обочине. На рок-фестивалях та же история, хотя люди нас принимали хорошо. Тогда я сказал себе: отлично, мы пойдем другими путем. Теперь есть такое сообщество, культурное пространство для музыкантов «Мамакабо». Это объединение независимых профессиональных музыкантов, которые, в общем-то, ни в какие рамки не вписываются: ни в джазовые, ни в роковые, ни в авторскую песню - никуда.

Объединение неформатной музыки?
Да, формально - это неформат, но это не самоцель. Эта музыка не вписывается в рамки не потому, что люди решили сознательно делать неформат, а просто они ее так делают, в силу собственной самобытности, таланта и Бог весть чего еще. Делают от души, а получается почему-то неформат. Вот такая музыка - светлая, профессиональная, интересная.

Я так понимаю, сейчас будет фестиваль в Томске?
Фестиваль «Мамакабо» строится по такому принципу: у нас есть большой летний фестиваль, open-air. А потом в течение года мы совершаем вылазки-десанты в разные города России. Вот буквально на днях, 13-14 октября поедем в Томск, позже в Питер довольно скромным составом, там маленький клубный фестиваль - 26 - 27 октября. В ноябре, 24 - 26 - Самара. Это большие сборные концерты постоянных участников фестиваля - у нас ведь главная идея отчасти просветительская, миссионерская. Когда мы начинали в Волжске - люди, живущие там, приходили вначале просто потому, что бесплатно и какое никакое, а событие. Но вы не представляете, какова была реакция - буквально рты разевали, приводили своих знакомых и друзей.

Так или иначе приходится выбирать, что для вас является определяющим, когда вы решаете, кто будет участвовать в «Мамакабо»?
Для меня первый показатель - профессионализм, второй критерий - это должна быть светлая, неагрессивная, чистая музыка. Это не обязательно должно быть такое всепоглощающее веселье. Грусть - нормальное человеческое состояние. Но я не хотел бы видеть на фестивале никакой чернухи. Вот, например, почему я не представляю себе на «Мамакабо» группы, играющие тяжелый рок (хотя я сам, можно сказать, бывший рокер). Да, действительно, в определенном возрасте человеку это нужно - проорать, пошуметь, некоторые люди на этом и останавливаются, другие идут дальше. Поэтому вторым важным критерием является стремление к свету, и даже в каком-то глобальном понимании - к Богу. И еще очень для меня важная вещь - это умение человека или коллектива выйти на большую сцену и за те двадцать минут, что у него есть, создать людям праздник.

Проще говоря, то, что называется драйв?
Ну да. Я честно могу сказать, на последнем фестивале в Коктебеле были люди, об участии которых я пожалел, именно из-за того, что им этого драйва и не хватило. Но вы поймите, я ведь сам музыкант и только учусь говорить «нет». Тем не менее, наша сверхзадача - чтобы все музыканты на «Мамакабо» умели этот праздник делать. Кстати, то карнавальное шествие, о котором писали, как о доказательстве того, что фестиваль стал более коммерческим- это вовсе не продуманный план для привлечения отдыхающих. Получилось абсолютно спонтанно - Наташа Пивоварова (одна из солисток группы «Колибри») привезла с собой костюмы, да и сама появилась внезапно - ее участие не было запланировано, вдруг идея обрела плоть, ее поддержали, стало весело, и мы пошли гулять по Коктебелю. Просто так все удачно совпало - общее отличное настроение и Наташины костюмы. Самое смешное, мы ничего не придумывали специально, а получился настоящий праздник. Кому-то это может показаться неправильным, такой pr-ход, да, люди пришли, вроде как клюнув на это шествие, но потом они не сбежали - остались. И реакция на музыкантов была примерно такая же, как когда мы первый раз приехали в Волжск. Хотя в Коктебеле люди более искушенные, подготовленные и все равно к нам подходили и говорили: «Ребят, мы просто не знали, что такая музыка существует».

Вот вы говорите о свете, профессионализме, празднике. А как-то жанр фестиваля можно определить? Вот, например, в Коктебеле в этом году было много кантри-групп…
Да, в этом году кантри, а прошлый фестиваль в Волжске можно было назвать фестивалем скрипачей: Тамара Сидорова, Эдгар, Белый Острог. Поверьте, это действительно не важно. Музыка - она всегда музыка, независимо от жанра и стиля, у нас нет никакого флага, кроме искусства и света. Просто иногда складывается так, что какой-то стиль преобладает просто в силу случайностей.

А как вы относитесь к мнению, будто фестиваль стал более форматным, дух растеряли и т.д.?
Ну да, говорят - во многом из-за Коктебеля. Тут, правда, была некоторая проблема с месторасположением, далекова-то все же. Мы этот фестиваль вообще в пожарных условиях делали - сначала проблема с Волжском, потом буквально за месяц выяснилось, что денег на фестиваль нет. В результате просто друзья помогли. До последнего не знали, состоится фестиваль или нет, поэтому многие просто не дождались и поехали в другое место: «Billys Band» в Новосибирск, «Белый Острог» - на фестиваль в Геленджик. Кстати, и Вовка Кожекин, и «Птица Тылобурдо», и «Белый Острог»… Они все наши друзья - просто в этом году не сложилось. И «Наеховичей» обязательно приглашу.

Знаете, что самое смешное? Самую злую шутку с нами как раз сыграло слово «неформат». «Неформат» сам оказался жестким форматом, строго заданной рамкой. Люди ехали за этим словом, ожидая увидеть там что-то другое... С самого начало фестиваль «Мамакабо» задумывался как фестиваль независимых профессиональных музыкантов. Именно музыкантов, которые играют музыку, здорово, профессионально, открыто, честно. Форматная она или неформатная - это не является критерием. Это в принципе не может быть критерием. Потому что тогда любой человек, который играет плохо, но при этом он играет что-то такое навороченное - он неформат. И что теперь?

Но для многих «Пеньки», «Пустые холмы», проекты Кожекина, «Мамакабо» - это все одна линия новой неформатной музыки.
Странно. Какой смысл мне делать еще одни «Холмы»? Они уже есть. Раньше «Пеньки», действительно, были «нашей» сценой, и для Грушинского фестиваля - это действительно неформат. Но на Грушинский фестиваль, как правило, по-настоящему профессиональные музыканты ездят нечасто. И когда с нашей подачи туда приезжал Андрей Баранов, Иван Смирнов, люди очень профессиональные, конечно, для Груши это был неформат. Но неформат - это всегда по отношению к чему-то, тогда мы для всего неформат: и для «Холмов», и для «Пеньков» - для любого другого фестиваля, кроме «Мамакабо».

Я никогда не хотел делать фестиваль воинствующего неформата. Я всегда хотел делать по-настоящему музыкальный, интересный фестиваль, на который люди приезжают не тусоваться и выражать свой протест, а слушать музыку. Мне этот подростковый задор не близок, можно сказать - у нас фестиваль взрослых людей, не по возрасту, но по духу.

Но все же вы сами говорите, что ваш фестиваль - сообщество людей уникальных, в массовую культуру не вписывающихся?
Да, но это не обязательно что-то такое навороченное, вот те же «Пижоны». Просто очень здорово ребята играют, мне кажется, это само по себе достаточно интересно. Или для кого-то Дмитрий Четвергов играет форматную музыку, да он играет классический гитарный фьюжн и т.д., ничего такого заковыристого, кроме того, что делает он это на мировом уровне, не хуже того же Джо Сатриани. Или когда выходит Энвер Измайлов, может, он не поднимает философских каких-то или социальных проблем, но он делает музыку - прекрасную, отлично делает. Мне кажется, это на душу оказывает не менее значительное действие, чем лозунги и манифесты.

А насчет того, что денег решили заработать, и потому хуже стало?
Заработаешь тут… Хотя ничего плохого я в этом не вижу. Кстати, те же пресловутые выступления музыкантов в арт-кафе «Богема» делались с одной единственной целью - дать хоть что-то заработать музыкантам. Честно скажу, те деньги, которые в результате получили музыканты в «Богеме», ну они абсолютно несопоставимы с их гонорарами, уровнем и т.д. Причем каждый музыкант сначала бесплатно выступал на большой сцене, а потом еще и в «Богеме». Понятно же, что это все чистой воды энтузиазм. И вот, знаете, когда отпашешь так, со всеми этими организаторскими накладками, нестыковками - думаешь, ну его к такой-то бабушке, я лучше буду концерты играть - это гораздо приятнее, почетнее, денег приносит и девочкам больше нравится. Потом проходит время, а люди-то уже ждут: музыканты подходят: «Ну что, ну когда, ну давай». И понимаешь - больше некому, впрягаешься заново. Ведь, «Мамакабо, - это еще и место встречи для музыкантов, для людей одного круга, одного дела - в Москве все заняты, все разбросаны, культурное пространство перенасыщено. А тут люди просто встречаются, общаются, радуются друг за друга, играют вместе, рождаются какие-то совместные проекты, идеи, просто дружба, в конце концов. Вот сейчас в Москве все ходят на концерты друг к другу, не расстаются - не могут. Вот это ощущение того, что ты не один - дорогого стоит.

Ну и напоследок, наш любимый вопрос. Если вы отправляетесь в космос на 100 лет, что с собой возьмете? Допустим, книга, музыка, фильм..
Я бы взял Библию, может, за сто лет мне, наконец, удастся прочесть ее так, как она того требует. Дисков, конечно, много хочется, но вот последняя любовь - есть такой отличный гитарист, музыкант Томми Эммануэль, просто всем очень рекомендую. С фильмами сложнее, это как-то не мое… В свое время на меня сильное впечатление произвел «Форест Гамп», например. Но вот так сейчас не скажу. Я бы взял много мультиков.


Беседовала Катя Пчелкина

17-10-2006

  • К списку новостей


  • © ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
    © Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
    Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
     
    проба пера return_links(); ?>