Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Пресса о фестивале  |  Авторская колонка
 
 
  
  
DVD "ХЭДЛАЙНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ. ЭНВЕР ИЗМАЙЛОВ" ("ДЖАЗ.РУ")


Публикация: "Джаз.Ру" № 6 (2007)

Роскошно (иначе на скажешь) изданный DVD Энвера Измайлова - первый релиз в серии "Хэдлайнеры фестиваля "Мамакабо". А любая серия, пусть даже пока представленная лишь первым своим выпуском, в наше тяжёлое для издающей индустрии время - на вес золота. Правда, в случае с "Мамакабо", как наверняка сразу скажут знатоки этого явления (именно явления, а не фестиваля), беспокоиться, наверное, не следует: очень уж последовательно и грамотно развивается многогранное детище друзей Андрея Баранова, начавших с создания концерта его памяти и дошедших через превращение его в фестиваль и распространение этого фестиваля по городам (и даже странам) до собственного лейбла звукозаписи.

Впрочем, для "обычного" ценителя музыки принадлежность Энвера Измайлова к "Мамакабо" может оказаться, как ни парадоксально, вторичной. Дело в том, что в творческой карьере знаменитого крымского гитариста этот DVD - первый "визуальный" релиз. До этого были лишь аудио-диски (к чести Энвера, довольно разноплановые как по материалу, так и по стилистике его подачи) или, в лучшем случае, полулегальные малопонятные сборники, явно изданные без одобрения самого Энвера.

Измайлов, один из признанных мировых авторитетов тэппинга (исполнения музыки на гитаре в "двуручной" манере), относится к сравнительно небольшой группе музыкантов, которую можно в грубом упрощении назвать "группой риска". Тем, кто совершенно незнаком с его игрой, следует представить себе человека, выходящего на сцену в одиночку (пусть даже и с довольно разнообразными арсеналом гитар) и играющего с самим собой: либо используя гитарный процессор для создания закольцованного аккомпанемента, либо ограничиваясь тем самым тэппингом "в живом времени", исполняя при помощи десяти пальцев как минимум две и как максимум десять партий параллельно (сколько уж их на самом деле - зависит от того, как конкретный слушатель трактует понятие тэппинга). Уже сама технологическая суть этого исполнения такова, что исполняемый материал может показаться слушателю однообразным (именно с точки зрения техники, разумеется). И слушатель либо влюбляется в эту "изюминку" навсегда и с непрекращающимся удовольствием ходит и ходит на концерты (даже если они и вправду повторяются с точностью до композиции), либо не видит этой изюминки, что называется, в упор. А если её не видеть, то особой разницы между такими разными дисками Энвера не найдёшь: играет себе человек и играет свои технически зубодробительные конструкции в нечётных размерах, какая же, собственно, разница…

Разница, безусловно, есть. Ссылаться только на признание слушателей не совсем корректно (этак недолго дойти и до того, чтобы признать музыкальным авторитетом какую-нибудь группу "Звери"), поэтому достаточно просто сказать, что отличий между сольными тэппинговыми и электронными фокусами диска "С наилучшими пожеланиями" и ансамблевыми этническими пьесами "Минарета" не увидят лишь те, кто заранее и навсегда составил себе мнение об "инструментальном цирке". А Энвер Измайлов не из тех людей, которые посвящают свою жизнь инструментальному цирку. Просто так получилось, что он из "группы риска", и виноваты в этом, как ни странно, мы сами. Пианисты, выступающие соло, тоже играют в одиночку всеми десятью пальцами на одном и том же инструменте полноценные концерты, и это почему-то никому не кажется инструментальным цирком…

Так что же DVD? Во-первых, это прекрасный подарок всем поклонникам Измайлова, которые теперь могут поставить на полку грамотно оформленные видеозаписи своего кумира. Во-вторых, это хорошая заявка "Мамакабо" на, да простят мне такой термин, полноценное внедрение культуры в массы: одно дело общие фестивальные сборники, где порой скрещиваются бузина в огороде и дядька в Киеве, а другое - сольные альбомы конкретных музыкантов (которые, если закрыть глаза на оформление диска, есть именно сольные альбомы конкретных музыкантов, а не долгожданное появление на свет нового исполнителя благодаря фестивалю). Словом, те, кто Измайлова знают и любят, а о "Мамакабо" услышали впервые, выиграли. Те, кто Измайлова знают и любят благодаря "Мамакабо", выиграли вдвойне.

На диске представлены пять видеосессий - фестивальные выступления Энвера в Томске и Коктебеле (на последнем - в дуэте с дочерью, вокалисткой Ление Измайловой), концерты в московском RJ-клубе и на корпоративном вечере компании "МИЭЛЬ-недвижимость" (чью помощь фестивалю и данному конкретному изданию нельзя не упомянуть) и довольно неожиданный клип традиционного телевизионного толка. Неожиданность его в том, что вместо традиционного Энвера Концертного (улыбающегося, подмигивающего, окружённого шнурами, усилителями, колонками, поклонниками, бутылками с водой без газа и так далее) здесь фигурирует Энвер Постановочный, шаблонно подсвеченный прожекторами, одетый в художественные шляпы и плащи, отредактированный в графическом редакторе, делающий только нужные движения и поданный слушателю через несколько припадочный, но броский монтаж. Что и говорить, явление довольно неожиданное, особенно если учитывать, что музыкальный материал этого клипа - не привычные для слушателя татарские мелодии, виртуозные обработки фольклора или "Битлз", а авторская фьюжн-композиция, выполненная в ультра-коммерческом эфирном ключе и снабжённая англоязычным вокалом Ление с претензией на ритм-энд-блюзовое звучание.

Правда, клип этот, названный "Midnight Steps", даже постоянно мелькающим коллективом танцоров в нарочитых рубашках и очках впечатления от привычного Энвера испортить не может, скорее даже наоборот: явно даёт понять, что раз уж Энвер захотел включить это в собственный DVD, то он видит себя и таким, правда, именно в этой пропорции: один клип к четырём концертам, три минуты к двум часам.

Главный, наверное, недостаток в компоновке DVD - сам по себе диск включает лишь видео-контент и сравнительно небольшое слайд-шоу (тоже слегка проблемное в силу того, что фоном для демонстрации светлых и удачных фотографий, в том числе и семейных, выбрана слишком уж лиричная и вдумчивая композиция - ей-богу, в какой-то момент начинает казаться, что диск этот - не Энвера Измайлова, а уже памяти Энвера Измайлова). Вся текстовая информация вынесена непосредственно в буклет, и потому читать с экрана нечего. Но, говоря прямо, было бы очень здорово, если бы все недостатки отечественных DVD были именно такими.

Текст: Юрий Льноградский


© ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
© Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
 
проба пера return_links(); ?>