Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Пресса о фестивале  |  Авторская колонка
 
 
  
  
НОВАЯ ГАЗЕТА 27.10.2007


Тимур Ведерников: «Человечность может стать эксклюзивным продуктом»


Оригинал статьи: "Новая газета" (www.novayagazeta.ru)

Современная музыка в России похожа на ее же политическое устройство - там тоже нет оппозиции. Выступления многих по-настоящему талантливых исполнителей афишируются исключительно в Интернете и метро, о них никто ничего не знает, кроме узкого круга музыкальных гурманов, а на городских стендах и растяжках начертаны имена поп-див.

Исполнителям, представляющим альтернативу общей музыкальной политике, всегда ограничивали доступ кислорода. В советское время существовало мощное рок-движение, но противовесом была жесткая политическая блокада. В годы перестройки людям было не до музыки, потому что очень хотелось есть и жить. Сейчас вектор начал менять свое направление. Стали появляться новые и интересные музыкальные сообщества, существующие вне рамок формата и – логично – вне рамок шоу-бизнеса. Проводимые ими акции почти не рекламируются и не спонсируются. Дежавю. Почти 80-е годы: та же блокада субкультуры, только на этот раз – финансово-информационная. Вот один из примеров.


История «МАМАКАБО» началась четыре года назад со смерти Андрея Баранова - талантливого человека, игравшего более чем на десяти инструментах, среди которых были такие экзотические, как ямбра, кобза, кашгарский рубоб и укулеле. Объехав более 40 стран мира, он оставил 653 записи в различных гитарных стилях, и полюбил слово «мамакабо» - приветствие и пожелание удачи на одном из диалектов жителей Океании. Так и назвал свой альбом. Единственный. Потому что в 2003 году погиб в автокатастрофе, завещав друзьям-музыкантам память о себе, а еще - неосуществленную идею создания музыкального фестиваля.

В 2004-м году идея была реализована. Друзья Андрея собрали профессиональных музыкантов, просто одаренных людей и устроили в Волжске – в родном городе Андрея Баранова - фестиваль под названием «МАМАКАБО». Главным организатором и идеологом фестиваля стал Тимур Ведерников, близкий друг Андрея, участник группы «ГрАссМейстер».

На этой акции памяти все могло бы закончиться, если бы не большое желание играть и дальше вместе, привлекая к участию в проекте новых музыкантов. Фестиваль задышал и превратился в активное движение. Двигаться стали по городам России: Самара, Вологда, Санкт-Петербург, Тольятти, Томск. Большой летний open air уже два года проводится в Коктебеле. Всего 14 шагов за 4 года: 10 концертов и 4 крупных летних фестиваля.

Никакой жанровой направленности. У каждого исполнителя свой стиль. Критерии отбора – оригинальность и профессиональная самобытность. Среди культовых персонажей – гитаристы Энвер Измайлов и Иван Смирнов. Первый признан одним из пяти лучших джаз-гитаристов мира, второго сравнивают с Эл Ди Меолой и Алланом Холдсуортом. Дуэт электрогитары и электроскрипки «Белый острог», заменяющий на сцене целый оркестр, «Паганини с балалайкой» - Алексей Архиповский, один из лучших в стране дудочников Сергей Клевенский, Ирина Богушевская. Список можно продолжать и дальше.

Объединяет этих людей одно - их оценивает по достоинству весь мир и почти игнорирует Россия, по крайней мере, на государственном уровне. Парадоксален тот факт, что «МАМАКАБО» действительно уникален по составу музыкантов, но абсолютно неизвестен широкой публике. Питающиеся тем, что им дают, люди не видят происходящего по ту сторону экрана. А у фестиваля нет той волшебной палочки, которая в шоу-бизнесе называется «раскрутка».

«Каждый раз деньги на проведение находятся чудом, в последний момент. В основном это частные пожертвования наших друзей, - рассказывает организатор фестиваля Тимур Ведерников. – Но на самом деле в России не все так плохо, как было в 90-х. Существует определенное количество серьезных, образованных, интеллигентных и обеспеченных людей, которые думают о своих детях, о своем будущем, не только о том, как заработать деньги, но и том, как потратить их с пользой не только для себя, но и для общества. На таких людях и держится весь фестиваль и наши новые проекты. Большую роль играет человеческий фактор. При личной встрече легче заинтересовать человека, рассказав и показав ему все, чтобы он смог оказать нам какую-то помощь». А вот наладить постоянные связи с крупными компаниями у «МАМАКАБО» пока не получается. По словам Тимура, «на долгом и сложном бюрократическом пути к совместному сотрудничеству с большими компаниями что-то теряется». А может быть, рыночные киты просто не заинтересованы в продвижении неформатной музыки. Или просто не знают о ее существовании. В то же время именно такой новой для нашей страны музыки, не входящей в «золотую» сферу шоу-бизнеса, сложнее всего находиться на самоокупаемости, без реальной поддержки со стороны.

В разделе «партнеры» на сайте «МАМАКАБО» есть несколько громких названий. Например – крупнейшего агентства недвижимости, большого автомобильного завода, компьютерной компании. Но сотрудничество с ними - разовые акции, не имеющие стабильности. Иногда «бывает так, что компания обещает оказать нам спонсорскую помощь, но в последний момент передумывает, - делится опытом Тимур, - не самое приятное ощущение, когда за месяц до проведения мероприятия ты видишь огромную дыру в бюджете».

«Вся помощь происходит пока на уровне личных взаимоотношений. Сейчас, для того, чтобы развиваться и двигаться, в чем мы видим реальную возможность повысить уровень культуры, нужна постоянная поддержка – государственная или частная. Следующим летом мы хотели бы провести open air в Ивановской области. Ее администрация готова оказать нам поддержку. Но вряд ли область сможет взять на себя весь объем финансовых затрат. Это под силу только крупным компаниям или целостным государственным структурам». Кстати, такой структурой может стать администрация города Томска, которая хочет сделать «МАМАКАБО» общегородским праздником.

Одна из задумок Тимура Ведерникова – устроить большой фестиваль в Москве. Прошлым летом концертный зал «Россия» в «Лужниках» проявил инициативу и предложил свою сцену для выступлений. С просьбой о помощи в проведении мероприятия организаторы обратились в мэрию, которая серьезно отнеслась к предложению и дала большие скидки на размещение рекламы. Но с ними или без них затраты на одну рекламу в Москве приблизительно равны общему бюджету всего фестиваля в любом другом городе. Денег на реализацию проекта за месяц так и не нашли. Тимур размышляет логически: «Не хватает нескольких сот тысяч долларов, чтобы провести фестиваль на уровне, а потеряться на фоне других мероприятий совсем не хочется, так как идея фестиваля, как демонстрации безграничных возможностей и талантов наших музыкантов тогда будет подорвана».

На летний open-air вход свободный. Все средства частных спонсоров уходят на организацию, дорогу и проживание, поэтому музыканты работают бесплатно. Гонорары они получают только за выступления в регионах. На вопрос: «Зачем вам это нужно?» - отвечают: «для души и не только». «На этот фестиваль люди приезжают не заработать денег, а творчески реализоваться, - объясняет скрипач Эдгар, постоянный участник «МАМАКАБО», - каждому музыканту, кроме коммерческих площадок, хочется иметь такое место, где он сможет заниматься чистым искусством, находиться в обществе близких по духу людей, в котором можно просто играть и получать от этого удовольствие. И главное, здесь можно найти своего зрителя». Музыканты и организаторы верят: фестиваль все-таки станет полноправной частью современной культуры и повысит свой рейтинг популярности. «Если это произойдет, в сфере современной музыки появится жанровый баланс. У людей будет возможность слушать не только попсу, но и качественную музыку, которая развита на Западе, но никому не известна у нас в стране» - говорит Эдгар.

Причину того, что прививка музыкального вкуса делается пока далеко не каждому, Тимур Ведерников видит не только в отсутствии спонсоров, но и в ментальности самих музыкантов: «Они вкладывают всю свою энергию, силы и средства в воплощение идеи, в покупку хороших инструментов, в конце концов. Слово «бизнес» возникает в их сознании в последнюю очередь, потому что они всецело поглощены творческими исканиями и находками. Мы – организаторы фестиваля – тоже творческие люди. Может быть, поэтому наше самое слабое место – пиар. Крупное и красивое событие достойным образом не освещается. И нам не хватает рекламы». А на нее – снова денег, для их получения – спонсоров. Замкнутый круг, который «МАМАКАБО» пытается разорвать.

«Я думаю уже сегодня качественную и интересную музыку можно поставить на бизнес-схему, используя грамотную пиар-поддержку, правильную организацию, высокие технологии и оригинальное художественное оформление, - убежден Тимур. - Знаешь, чем отличается наш фестиваль от других? Человечностью. И в нынешней ситуации эта человечность может стать эксклюзивным продуктом»… Пока мозг современного слушателя не окончательно одурманен наркотиком массовой поп-культуры».


Наталья Малахова

27.10.2007


© ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
© Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
 
проба пера return_links(); ?>