Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Пресса о фестивале  |  Авторская колонка
 
 
  
  
ИРИНА СУРИНА. ТЕКСТ АНДРЕЯ ДЗЕХА


     "Ну, вот и сбылась твоя мечта, Андрюха - ты услышал живьем Ирину Сурину!" сказал мне Андрей Николаевич Шепелев, собирая после выступления инструменты и запихивая гитарный процессор в чехол. Я только кивнул в ответ. А что там было говорить-то? В тот момент мне казалось, что под потолком зала до сих пор звучит "Веди меня на кручуууу забытая дороогааа!.." Это было в 2004-м году, когда родился на свет фестиваль МАМАКАБО...

     Но для меня все началось почти десятью годами раньше, в 1995-96-м. Мы только что поженились с Лизой и на свадебные деньги купили себе стиральную машину "Вятка", цветной телевизор "Горизонт" и пишущий видеоплэйер "Akai". Ну, стиральная машина - она и есть стиральная машина, она полоскала Колины пеленки и больше от нее ничего и не требовалось. А вот два других предмета подарили нам много отличных впечатлений. Связано это было с существовавшей в то время передачей Дмитрия Диброва "Живьем". Надо сказать, что всю творческую мощь этой передачи я смог оценить только когда ее закрыли и я понял, что ничего аналогичного найти на всех каналах отечественного ТВ мне больше не удастся. А в тот момент мы просто сидели у телевизора субботними и воскресными утрами и жадно смотрели на группы и артистов, которые Дмитрий таскал в студию, кое-что записывая на кассеты. Кого там только не было! Это был самый настоящий еженедельный фестиваль МАМАКАБО по телевизору! (да простят меня организаторы за такое вольное сравнение) - "CrossroadZ", "ГрАссМейстер", "Аквариум", команда за командой, каждый выходной новая, одна лучше другой.
     Вот там-то, насколько я помню, и увидел я группу "Кукуруза" первый раз. Я плохо помню, что они пели тогда, но помню зато, что мне сразу же запомнился совершенно непохожий ни на что вокал их солистки. И еще помню, как Ирина пела дуэтом с Жанной Бичевской пару песен, которые мы записали на кассету (где она сейчас - не знаю, но если покопаться в шкафах можно и найти, я думаю. Если она, конечно, от старости не посыпалсь). Еще был клип "За камень", который мы тоже записали. И, уж, совсем хорошо помню ту первую песню в Ирином исполнении, которая на меня произвела очень яркое впечатление. Это была "Poor Wayfaring Stranger". Красивейший голос, манера пения, сценический образ - все пришлось по душе. Ну, а дальше? А дальше - ничего. Перерыв. Записи группы в самарских магазинах отсутствовали, как класс, равно, как и записи большинства других, прошедших через эту студию артистов. Но мы иногда смотрели кассету и поэтому воспоминания не покидали.
     И однажды, года через два, когда у нас дома уже появился CD-проигрыватель и усилитель, я совершенно случайно наткнулся в магазине на два диска "Там, где солнечный свет" и "Бесконечная история". Диски были не "левыми", стоили по тем временам, как чугунный мост, оба были в единичном экземпляре и были немедленно мной куплены, в считанные секунды проделав в нашем семейном бюджете отличную дырку. Но зато дома появилась та музыка, о которой мы мечтали, а главное, что песня, с которой для меня все началось, была на одном из двух дисков! Я тогда еще ничего не знал про группу, не знал, что в тот момент того классического состава музыкантов уже не существовало несколько лет. Это потом, уже в начале нового века,когда в Самаре появился "ГрАссМейстер", Андрей Шепелев мне много рассказал о группе, в которой он играл и привез еще несколько дисков с записями, за что я ему до сих пор бесконечно благодарен. А альбом "Crossing Borders" я вообще считаю жемчужиной отечественной акустической музыки. И хотя он не разошелся у нас в стране милионными тиражами, но сам факт того, что наши музыканты в 1992 году получили возможность записать настолько качественный, как по звучанию, так и по репертуару материал - это просто чудо! И Ирин голос в этом альбоме игает очень немаленькую роль. И слава Богу, что этот альбом был записан в Америке в хорошей профессиональной студии, специализирующейся на записи акустики, а не на "Мелодии" в Москве, иначе неизвестно, что бы мы сейчас с вами слушали.
     Услышать Ирину живьем мне довелось еще позже, как я уже сказал, в 2004-м на фестивале МАМАКАБО. И не только увидеть, но и познакомиться. Она оказалась очень приятной, легкой в общении энергичной женщиной с хорошим чувством юмора. Я отлично помню, как у меня бегали по коже мурашки, когда она шла на сцену. Вот он - тот самый голос, который нас так заворожил почти десять лет назад! Ира в тот раз пела не долго - всего три песни, но и этого было достаточно, чтобы понять, насколько отлично она выглядит на живом выступлении. Она профессиональная артистка, держится на сцене естественно, великолепно чувствует настрой зрителей. Может и поиграть с публикой, легко заставив ее подпевать себе, но никогда не в ущерб тому главному, ради чего она выходит на сцену – песне. Во-всяком случае халтуры вы от нее не дождетесь и свой хлеб она на сцене отрабатывает честно.
     Голос у нее божественный. Такие голоса не раздают направо и налево кому попало. И этот тоже достался тому, кто сумел правильно им распорядиться, найти ему достойное применение, подарив благодарным слушателям такие проникновенные лирические вещи, как "Горница", "За камень", "Ты мне не был чужим", и такие зажигательные, как "Казачья" или "Я на камушке сижу". А еще есть и английский репертуар. И это только малая часть того, что уже спето этим голосом. Я уверен, что ему предстоит еще подарить нам не одну минуту счастья и подтверждение тому, появившийся недавно Ирин диск "Птица ночная", который можно было бы назвать "The Best", если бы не новые песни, записанные и изданные на нем.
     Когда я слушал этот диск, мне вдруг подумалось, что возможности ее голоса не ограничиваются стилем, который кто-то когда-то назвал "русским кантри". Ирина явно вдумчиво подходит к выбору репертуара и, судя по всему, ей вовсе не хочется почивать на лаврах фолк-певицы, она продолжает искать себя в других стилях. И, судя по тому, что я слышу - находит. Ну чьим же еще голосом, можно спеть такие трогательные, проникновенные слова:

    "Ходит Бог по земле ночью
    По моим следам след в след,
    Ищет Бог меня - свою дочку,
    А меня на земле нет.
    На земле по ночам грустно,
    На земле по ночам дождь.
    И плывут над землей тучи,
    И грустит обо мне Бог..."

     А как оживает, расцветает невообразимыми мелодическими оттенками в исполнении Иры старый шлягер советских времен из репертуара "Червоних гитар":

    "Снова нагрянула осень,
    Времени грустная веха.
    И мне хочется все бросить,
    Прыгнуть в поезд и уехать.
    Пусть обо мне не скучают
    Желто-багровые кроны,
    Пусть обо мне все забывают
    И не звонят телефоны..."

     И конечно же, нельзя пройти мимо заглавной песни диска "Птица ночная", подаренной Ирине ее бывшим коллегой по группе "Кукуруза", Андреем Шепелевым.
     Вот написал я и подумал - а почему, собственно, бывшим, если я вот уже четвертый год систематически вижу их обоих на одной сцене? Да, конечно, "ГрАссМейстер" - не постоянный акомпанирующий состав Ирины Суриной. Но то, что у них получается делать на сцене вместе, скоро может незаметно превратиться во вполне полноценную программу. Так что, не исключено, что мы на пороге новых музыкальных открытий.

Андрей Дзех
25 апреля 2007 г.



© ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
© Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
 
проба пера return_links(); ?>